Правительство Японии впервые за 44 года пересмотрело
законодательный запрет на военный экспорт, значительно ослабив его
действие. Теперь японские компании смогут принимать участие в
международных программах разработки военной техники и продавать за рубеж
собственную продукцию. Речь идет о создании европейской части
американской системы противоракетной обороны и разработке истребителя
F-35 Lightning II, в угоду которым и было ослаблено действие
многолетнего экспортного эмбарго.
Запрет на военный экспорт, состоящий из трех правил, действовал в Японии
с 1967 года. Три правила заключались в следующем: японские оборонные
предприятия не имели права продавать военную продукцию странам с
коммунистическим режимом, участвующим в международных вооруженных
конфликтах государствам и странам, в отношении которых действуют санкции
ООН. В 1976 году три правила стали одним - правительство Японии
полностью запретило какой-либо военный экспорт. Правда, исключения все
же были сделаны. В частности, японские предприятия могли продавать США
ракетные двигатели и участвовать в разработке противоракет. - Лоббированием пересмотра запрета на военный экспорт в самой Японии
занимались компании Mitsubishi Heavy Industries, Fuji Heavy Industries и
KawasakiHeavy Industries - три крупнейших оборонных предприятия
страны. Они занимаются производством целого спектра военной продукции,
включая береговые патрульные самолеты Kawasaki XP-1, основные боевые
танки Type 90, самоходные гаубицы Type 99, бронемашины Komatsu LAV и
зенитные ракетные комплексы Type 03.
Из-за запрета, к слову, в 2010 году совместная американо-японская
разработка противоракеты SM-3 Block IIA зашла в тупик, а сама программа
оказалась на грани закрытия. Япония должна была поставлять для SM-3
ракетные двигатели, а также разработать программное обеспечение,
значительно улучшающее работу корабельной системы противоракетной
обороны Aegis, в состав которой и планируется включить SM-3. Камнем
преткновения стало намерение США экспортировать противоракеты в Европу
для создания там ЕвроПРО. Япония высказалась резко против таких планов,
потребовав от Вашингтона согласования любых сделок по поставке
технологии третьим странам.
Совместный американо-японский проект стартовал в 2004 году, а
исследования в рамках программы проводились в 2006-2009 годах. Согласно
планам, непосредственно работа над проектом должна была начаться в 2010
году и продолжаться около шести лет. Общий объем нереализованного
финансирования программы оценивался в 9,2 миллиарда иен (118,3 миллиона
долларов). Согласно двустороннему договору, использовать все технологии,
созданные в рамках проекта имели право только Япония и США. В октябре
2009 года Роберт Гейтс,
занимавший тогда должность министра обороны США, обратился к своему
японскому коллеге Тосими Китадзава с просьбой смягчить экспортное
эмбарго, чтобы получить возможность поставлять SM-3 в Европу
Первая попытка смягчить запрет на военный экспорт была предпринята
весной 2010 года, когда правительство Японии создало рабочую группу по
разработке новых экспортных правил. Впрочем, в декабре 2010 года эта
инициатива завершилась полным провалом - власти заблокировали изменение
экспортного закона, чтобы получить поддержку Социал-демократической
партии Японии, выступавшей резко против снятия запрета на военные
продажи. Поддержка этой партии позволила парламенту принять
государственный бюджет на 2011 год.
Впрочем, в декабре 2011 года Япония все же смягчила экспортное эмбарго.
27 декабря правительство страны объявило, что пересмотрело запрет.
Теперь японские компании имеют право участвовать в международных
проектах разработки и производства вооружений и военной техники
совместно с США, Австралией, Южной Кореей и странами НАТО. Кроме того,
предприятия смогут поставлять военную технику другим странам, если она
будет использоваться ими в гуманитарных миссиях, например,
поисково-спасательных операциях или доставке провизии в районы бедствия.
"Это означает, что Япония теперь сможет более активно принимать участие
в международных миротворческих миссиях, борьбе с терроризмом и
пиратством", - заявил министр иностранных дел Японии Коитиро Гемба.
Причиной смягчения запрета стало намерение правительства Японии снизить
нагрузку на военный бюджет и поднять уровень технического развития
национальных оборонных компаний. Некоторые эксперты полагают, что
немаловажную роль в принятии такого решения сыграло намерение Японии
закупить для ВВС 42 истребителя F-35A Lightning II производства
американской компании Lockheed Martin. Американский истребитель был
выбран 20 декабря 2011 года по итогам тендера, проводившегося с апреля.
По условиям сделки с Lockheed Martin, Япония сможет организовать
финишную сборку F-35 на своей территории, а также принять участие в
программе разработки боевого самолета.
Благодаря такому приобретению, Япония получит сразу несколько бонусов.
Во-первых, участвуя в проекте страна фактически будет продавать
собственные знания и технологии, а это означает стабильный и длительный
приток средств в разбалансированный государственный бюджет страны.
Согласно прогнозу, к марту 2012 года гос-долг Японии превысит отметку в
квадриллион иен (13 триллионов долларов). Во-вторых, организация
финишной сборки и производства ряда компонентов F-35 на территории
Японии означает создание дополнительных рабочих мест и снова приток
средств в госбюджет от реализации продукции японских предприятий в
рамках программы F-35. Ведь эти самолеты будут поставляться не только в
Японию и США, но и Великобритании, Норвегии, Канаде, Австралии, Израилю,
Турции и ряду других стран.
|
|
|
|
|
| Макет ATD-X Shinshin. Фото с сайта militaryphotos.net |
|
|
|
|
|
Наконец, благодаря участию в программе F-35 японские предприятия смогут
получить доступ к ряду американских технологий, которые планируется
использовать в перспективном истребителе. С учетом намерения
министерства обороны Японии разработать собственный истребитель пятого
поколения ATD-X, такое сотрудничество с США будет очень выгодным. Япония
также сможет самостоятельно обслуживать и ремонтировать купленные F-35.
Теоретически, хотя об этом не говорится официально, наличие мощностей
по обслуживанию самолетов позволит Японии открыть сервисный центр F-35 и
ремонтировать такие истребители, стоящие на вооружении других стран,
например, Австралии.
Пересмотр экспортных правил откроет дорогу и поставкам противоракет в
Европу. Теперь США без необходимости долгих и трудных согласований с
Японией смогут поставлять противоракеты SM-3 европейским государствам.
Фактически, ослабление экспортного запрета состоялось до официального
объявления о его пересмотре. В середине ноября 2011 года правительство
Японии выдало национальной компании ShinMaywa разрешение на участие в
индийском тендере на поставку самолетов-амфибий. Этот тендер проводится
министерством обороны Индии в интересах национальных ВМС. Япония
намерена предложить на тендер гидросамолет SS-3I. В индийском конкурсе
японская компания будет конкурировать с самолетами канадской Bombardier и
российской ТАНТК имени Бериева.
В целом можно сказать, что пацифистская Япония сделала первый шаг в
сторону милитаризации. На протяжении последних нескольких лет в стране
рассматривается вопрос о вынесении на референдум возможности отмены
девятой статьи конституции, принятой в 1947 году. Эта статья запрещает
стране иметь собственные вооруженные силы. Только в 2006 году в нее были
внесены изменения, наделившие японские Силы самообороны статусом
военной организации и позволившие создать министерство обороны.
Очередным логичным шагом станет полная отмена девятой статьи, что
позволит Японии участвовать в международных миротворческих миссиях.
|